Священномученик Константин Богоявленский
Священномученик Константин Богоявленский
Дни памяти:
7 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
11 февраля – Собор Екатеринбургских святых
27 июля
Спустя чуть более 300 лет после обретения мощей Симеона Верхотурского в Меркушино произошло новое чудо – были обретены нетленные мощи 22 — летнего священника отца Константина Богоявленского, который был убит большевиками 14 июля (27 по новому стилю) 1918 года.
По воспоминаниям старожилов, когда молодого священника вместе со старостой меркушинской церкви вели к месту казни, за сельское кладбище, он всю дорогу пел отходные молитвы. Убийцы заставили их рыть себе могилу, а затем на виду у насильно собранных сельчан расстреляли. Через три дня было совершено отпевание. Тогда же, вероятно, состоялось и перезахоронение тела расстрелянного священника в церковной ограде.
Его нетленные останки были обнаружены 31 мая 2002 года, в разгар работ по восстановлению разрушенного в 1931 году храма во имя Святого Архистратига Михаила. Тогда случилась неожиданная находка: на площадке, которую расчищали от строительного мусора, была задета могила, крышка гроба откинулась…
Вот как это произошло по рассказам очевидцев.
По словам Дмитрия Безнутрова, участника восстановления храма Архангела Михаила, после вскрытия гроба первое, что бросилось людям в глаза — сложенные на груди, сохранившиеся руки, как будто человек похоронен был еще вчера, только кожа была серого, землистого цвета. На усопшем было полное священническое облачение, слегка истлевшее от времени, лицо было покрыто воздухом. Пальцы правой руки у него, как будто были сложены в благословляющий жест.
Очевидцы говорят: «Сначала мы и не подумали, что это святой. Решили, что просто священник, похороненный возле храма. Но нам бросились в глаза некоторые странности.
Во-первых, покойный батюшка был одет не по чину: риза зеленого цвета, поручи — желтого, плат на лице красного. Под головой вместо подушки два березовых веника. Такое впечатление, что священника хоронили второпях, собрали для погребения, что попалось. Еще одна странность — тело сохранило подвижность, руки у батюшки сгибались, как у живого. А потом была судмедэкспертиза и в виске у покойного обнаружили отверстие от пули. Нас вдруг озарило: «Это же мощи! Это святой!»
Рассказывает монахиня Емилия, благочинная подворья Ново-Тихоновского женского монастыря в селе Меркушино: «Когда мы переодевали батюшку в новое облачение, то старое не пришлось разрезать, как это обычно делается. Тело было подвижным, руки сгибались, как у живого, поэтому старое облачение просто сняли. А то, что было потом, можно назвать просто чудом. Мы пытались подготовить новую могилу для останков, но ее два раза заливало водой, хотя она была вырыта на сухом возвышенном месте. Мы уже не раз хоронили останки, найденные рядом с храмом, но ни одну могилу не заливало. Не хотел наш священник быть похороненным… Святой должен покоиться в храме, а не в могиле. Когда судмедэксперты очистили тело от грунта, мы увидели, насколько хорошо оно сохранилось: руки, ноги, лицо, волосы, борода и даже ресницы. В других погребениях того же времени сохранились только кости. Экспертиза определила, что священника убили из «нагана» или «маузера» — пистолета, бывшего в ходу во время революции и гражданской войны. Кроме того, в гробу вместе с нетленными останками было найдено Евангелие с надписью на форзаце «свящ. Константин Богоявленский». Графологи определили, что надпись сделана священником Михаило-Архангельского храма Константином Богоявленским».
Примечательно, что нетленные останки священномученика Константина Богоявленского были обретены за полтора месяца до канонизации его в лике Новомучеников. На основании решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Определением Священного Синода от 17.07.2002 г священномученик Константин был причислен к лику святых.
В архивах отыскались различные документы, позволившие сестрам Ново-Тихоновского монастыря составить краткое жизнеописание отца Константина.
Родился он в 1896 году в семье дьякона Успенской церкви г. Екатеринбурга Стефана Богоявленского, в десятилетнем возрасте был отдан для обучения в Екатеринбургское духовное училище. Правда, учеба сначала ему не давалась. В списке учащихся духовного училища, составленного после годичных испытаний за 1907–1908 учебный год, значится, что учащийся 2 класса Богоявленский Константин имеет держать после каникул переэкзаменовку по русскому языку (письменно), латинскому языку и арифметике. Переэкзаменовка прошла успешно, учеба продолжалась, и в 1911 году, окончив курс училища, Константин был переведен в 1 класс Пермской семинарии, во 2 разряд. Проходя обучение, он жил в общежитии Духовной Семинарии, которое находилось на Монастырской улице. Весной 1917 года обучение Константина подошло к концу, причем, если при поступлении он числился во 2 разряде, то из Cеминарии вышел в числе учеников 1 разряда и был удостоен звания студента Cеминарии. К этому времени он уже был рукоположен в сан пресвитера и определен на священническое место при церкви села Меркушино, куда немедля и отправился. В мае 1917 года в метрической книге Михаило-Архангельск
В неспокойное время началось служение отца Константина. После прихода новой власти для всей России наступило время тяжких испытаний, в разных местах вспыхивали народные бунты. В июле 1918 года «было организовано восстание против советской власти. Восстанием было охвачено семь волостей: Меркушинская, Красногорская, Дерябинская, Отрадновская и три волости Махневские. А третьего июля организовали поход на Верхотурье, в котором участвовало все население, кто с топором кто просто безо всего». После подавления бунта по всему Верхотурскому уезду прошла волна расправ. В том числе в с. Меркушино был совершен «показательный» (по словам местных жителей) расстрел священника и старосты храма.
Как и при любой другой церкви, в Меркушино было две метрические книги – в одну заносились сведения о совершении таких Таинств как Крещение, венчание, в другую – сведения об отпеваниях, литиях, панихидах. Еще 5 июля 1918 года в первой из этих книг была сделана запись отцом Константином. А уже 17 июля во второй книге появляется запись о том, что «местной церкви священник Константин Стефанов Богоявленский» отпет и захоронен в церковной ограде. Причина смерти – «разстрел». Указан и день смерти – 14 июля, в графе «лета умершего» стоит цифра «22». Отпевание новомученика совершали священник Алексей Хлынов, диакон Феодор Алексеев и псаломщик Александр Гашев. 14 июля 1918 года было воскресным днем.
Спустя четыре года после обретения мощей святого, во имя Священномученика Константина был освящен нижний придел Михаило-Архангельского храма — храм-баптистерий с двухметровой купелью, выполненной в византийском стиле, для совершения таинства Крещения полным погружением.
Нетленные мощи новомученика открыты ныне для всеобщего поклонения в Михаило-Архангельском храме села Меркушино.
Из статьи подготовленной в редакции сайта «Сестры.ру»» для портала «Православие и мир»