Святой великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый

Святой великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый

День памяти: 8 ноября

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас всех с праздником одного из самых великих святых Вселенской Церкви — святого миро­точивого Димитрия Солунского!  Житие этого святого показывает, что мудрый человек умеет быть мудрым в Боге, несмотря ни на какие обстоятельства. Сейчас люди, которые находятся у власти, говорят, что власть — это грязное дело и поэтому они хорошими быть не могут. Святой Димитрий — блестящее опровержение этой тео­рии. Он был генерал-губернатором Римской провин­ции Фессалоники, которая включала всю Македонию, часть Болгарии, Северную Грецию во времена правления императоров Диоклетиана и Максимилиана. Во времена именно этих императоров было самое великое гоне­ние на христиан за всю историю Церкви (за исключе­нием XX века). По долгу службы Димитрий должен был выслеживать христиан и предавать их суду.

Но Димитрий Солунский был тайным христианином и преследованием христиан не занимался, а когда от него требовали отчетов о поимке, аресте и казнях христиан, то он такие отчеты писал на бумаге. А на выделенные для борьбы с христианством деньги он оплачивал труды миссионеров, которые проповедовали Христа. Дими­трий Солунский был очень любим и в городе, и в про­винции, его очень уважали, но, несмотря на это, нашлись «добрые» люди, которые донесли на него императору Максимилиану, и тот в ярости сам прибыл в Фессало­ники, чтобы арестовать Димитрия. Святой Димитрий запретил подчинявшимся ему войскам оказывать сопро­тивление и добровольно сдался императору, предвари­тельно раздав все свое имущество бедным и отпустив на свободу всех своих рабов.

Император Максимилиан, арестовав Димитрия, побоялся бросить его в тюрьму, так как тюремщики были военными и подчинялись Димитрию Солунскому. Император приказал переоборудовать под тюрьму ниж­нюю часть бань. Эти бани в городе Фессалоники сохра­нились до наших дней. Максимилиан хотел навести ужас на христиан и повеселить язычников, он устроил гранди­озное зрелище, некий аналог Олимпийских игр. Главной изюминкой тех игр было соревнование борцов. У Мак­симилиана был огромный бесноватый солдат по имени Лий, который, между прочим, занимался еще и противо­естественным блудом с императором Максимилианом. Лий, будучи одержимым демонами, был великолеп­ным борцом. Поединок обычно происходил на помосте, под которым были воткнуты в землю копья, и тех, кого побеждал, Лий сбрасывал вниз, на копья.

В тюрьму к Димитрию пришел за советом его быв­ший подчиненный, солдат Нестор, и Димитрий Солунский благословил его именем Христовым на сражение с Лием. Император пообещал Нестору золота, если он победит Лия. Нестор перед поединком перекре­стил Лия, бесы от него отступили, и он потерял силу, Нестор сбросил его на копья так же, как Лий убивал христиан. Но никакого золота он не получил, Максими­лиан рассвирепел из-за того, что лишился своего любов­ника, и приказал немедленно казнить Нестора. Своим благословением Димитрий Солунский показал, что хри­стианство вовсе не означает «тряпичного» толстовского всепрощенчества. После этого император испугался суда над Димитрием и подослал солдат, которые тайно зако­лоли святого.

Через несколько лет после этого, когда кончилась власть язычников и император Константин принял хри­стианство, христиане положили нетленные мощи свя­того Димитрия на месте его убийства. И после этого произошло настоящее чудо — из этих мощей огромным потоком начало изливаться миро. Из-за этого в Фесса­лониках было принято крестить детей в мире. От этого мира происходили удивительные чудеса — множество исцелений от болезней, изгнание бесов. Истечение мира происходило вплоть до XII века, когда крестоносцы, а позже и турки, осквернили мощи святого Димитрия. Димитрий стал небесным покровителем Фессалоников. Было несколько случаев, когда к городу подходили варвары и очень «больно» получали за это от святого Димитрия. На иконах его изображают закалывающим какого-то солдата. История этой иконы следующая — один славянский князь вторгся на территорию Македо­нии, желая разграбить Фессалоники. Горожане собрались перед мощами Димитрия и помолились ему. Димитрий Солунский явился на коне, подскакал к этому князю и поразил его копьем. После чего обратился к сол­датам и приказал им возвращаться домой. После этого случая многие завоеватели обходили Фессалоники сто­роной, боясь гнева Димитрия.

Известны случаи, когда Димитрий Солунский помо­гал в сражениях против мусульман, и более того, уже в XX веке во время оккупации Греции фашистами Димитрий очень помогал грекам. Святой Димитрий, как военоначальник Христа Спасителя и сейчас продолжает свою воинскую деятельность, защищая православных христиан, сражаясь против неверных и обращая к пока­янию всех нас. Всматриваясь в удивительный образ Димитрия Солунского, давайте учиться Христову муже­ству. У христианских мучеников день их кончины — это день их победы! Мученики сражаются не с людьми, а с теми, кто стоит за людьми.

Как сказал апостол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против началъств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12).

За любым мучителем стоит злой дух, который сокру­шается подвигом мучеников. После того, как пролива­ется мученическая кровь, власть сатаны над людьми падает, капища закрываются, неверие рушится. Это свя­зано не с тем, что люди поражаются великому мужеству мучеников, а с тем, что само неверие — это результат действия злых сил в душе человека. Каждый миссионер сталкивался с такой ситуацией, когда человеку все рас­сказал, по полочкам разложил, а он говорит: «А я все равно не верю!» С чем это связано? С осатанелостью человека. Если человек делает злые дела и не хочет с ними расставаться, то он призывает к себе злых духов, которые ослепляют ему глаза, затыкают уши и крадут Слово Божие из его сердца. Когда же мученик сража­ется и побеждает, то у бесов начинается лютая паника, и они убегают из этого места. Смерть мученика для беса подобна ядерной бомбе для людей, она просто выжигает все зло на расстоянии многих километров. Поэтому мно­гие люди, которые находятся в рабстве у злых сил, при­коснувшись к святыне, к мощам святых, освобождаются от влияния темных сил.

Как святой Димитрий сразился и победил, точно так же и мы должны сражаться и побеждать, чтобы сила Бога Всемогущего в нас почивала, и чтобы молитва Димитрия защищала нас от всякого зла. Да поможет нам в этом Господь Всемогущий! Милости Божией вам всем желаю!

Спаси вас Господи!

(Из проповеди отца Даниила Сысоева в  День памяти святого Димитрия Солунского)

 

Сразу после Крещения Руси начинается церковное почитание святого Димитрия Солунского: в Киеве и Владимире строятся монастыри и церкви его имени.

Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому».

Об этом же свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской.

После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.