Святитель и чудотворец Ермоген, патриарх Московский и всея Руси

Святитель и чудотворец Ермоген, патриарх Московский и всея Руси

Дни памяти: 2 марта, 25 мая (прославление), 18 октября (Моск. Свтт.)

Будущий Патриарх всея Руси Гермоген родился в Казани в 1530 г. и был наречен во святом крещении Ермолаем.

Детство и юность будущего Первосвятителя прошли среди суровых рассказов и впечатлений: за год до его рождения на русском кладбище был погребен юный пленник Иоанн, замученный за веру (24 января). Когда Ермолай был взрослым, татары замучили двух его новокрещенных сограждан-татар — Петра и Стефана (24 марта). На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленников. Наконец в 1552 г. Царь Иоанн IV завоевал Казань. Только тогда смогло облегченно вздохнуть ее христианское население. Была учреждена Казанская епархия, Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями своего родного города: первосвятителем Гурием, архимандритами Германом и Варсонофием.

Отец Ермолай в сане протопопа, настоятеля Никольской Гостинодворской церкви, участвовал в обретении чудотворной иконы Божией Матери Казанской после страшного пожара, опустошившего в 1579 г. Казань. Он написал тропарь новоявленной иконе и историю ее явления.

Овдовевший отец Ермолай принял постриг с именем Гермогена в московском крем­левском Чудове монастыре. Его немедленно возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Казани, а в 1589 г. — митрополитом Казанским.

Новый святитель с ревностью продолжал труды своих великих предше­ственников. Он основал много новых церквей и монастырей, в том числе и женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской на месте ее явления.

В 1605 г. на русский престол вступил самозванец, известный под именем Лжедмитрия I. Жену свою Марину Мнишек, польку и католичку, он желал короновать, но натолкнулся на сильное противление митрополита Казанского Гермогена. Через год Лжедмитрий был убит, и царем провозгласили князя Василия Шуйского. Митрополит Гермоген был возведен в сан Патриарха всея Руси вместо ставленника Лжедмитрия. слабовольного патриарха Игнатия, родом грека.

Тяжелое время переживала тогда Русь: не успел Царь Василий IV вступить на пре­стол, как распространился слух, что Лжедмитрий спасся от смерти, и в Новгороде-Северском началось восстание. Мятежники под водительством Ивана Болотникова и князя Шаховского шли на Москву. В это время одному священнику было откровение, что за покаяние Господь помилует Русь. Патриарх назначил особые моления и пост, и неожиданно отряд стрельцов в 200 человек разбил главные силы мятежников. Па­триарх Гермоген стремился убедить царя в корне уничтожить самое гнездо мятежа в Новгороде-Северском, но тот по вялости своей его не послушал.

Новый Лжедмитрий оказался под самой Москвой и основал свой лагерь в селе Ту­шине, из-за чего получил прозвище «тушинский вор». Оттуда его шайки делали на­беги в самую глубь России, а одна из них, под водительством Сапеги, осадила Троице-Сергиеву лавру. Вопреки советам святителя царь Василий заключил союз с королем шведским Карлом IV, личным врагом польского короля Сигизмунда. Результатом это­го союза стала оккупация Севера России шведскими войсками и поход короля Сигиз­мунда против России.

Началась полная разруха: часто в одной семье одни были за царя Василия, дру­гие — за «тушинского вора». Патриарх боролся со злом увещеваниями, проповедями и, наконец, отлучениями, что было самым сильным оружием в руках его. Когда поляки отрезали подвоз продовольствия в Москву и начался голод, патриарх приказал прода­вать по низкой цене лаврские запасы ржи. Часто в сопровождении своего сотрудника, старицкого архимандрита Дионисия, патриарх выходил к толпе и успокаивал ее.

Скоропостижная смерть молодого полководца князя Михаила Скопина-Шуйского и поражение русских войск под Смоленском решили судьбу царя Василия: его низло­жили и постригли в монахи. В Москве образовалось временное правительство из бояр, которое избрало царем королевича Владислава, сына Сигизмунда. Польские войска вошли в Москву. Василий Шуйский был сослан пленником в Польшу, где и умер. Па­триарх Гермоген сколько мог боролся против этого, но, не имея поддержки, вынужден был уступить.

Сигизмунд уже смотрел на Русь как на свою собственность и раздавал в ней земли своим сторонникам. Поляки вели себя как завоеватели и оскорбляли религиозные и национальные чувства русских. Под тяжелым давлением иноплеменников стали про­буждаться нравственные силы народа. В этих условиях патриарх Гермоген обратился с призывом к народу и в своих посланиях к городам освобождал всех от присяги Вла­диславу. Начало формироваться первое ополчение.

Боясь восставших москвичей, поляки сожгли весь город, кроме Кремля и Китай-города, где и затворились с боярами. Патриарх был заключен в Чудовом монастыре под польской стражей. Когда ополчение подошло и начало осаду неприятеля, поляки и бояре-изменники стали требовать, чтобы патриарх приказал ополчению разойтись, угрожая уморить его голодом. Он ответил: «Что вы мне грозите? Я боюсь одного Бога. Если вы уйдете, я им прикажу уйти, разойтись, а иначе прикажу остаться и умереть за веру. Вы мне обещаете жестокую смерть, но через нее я надеюсь получить венец. Давно я желаю пострадать за истину».

Но в ополчении началась разруха: его предводитель, рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, был убит казачьим атаманом Иваном Заруцким, и воинство стало расходиться. Наступили самые черные, мрачные дни для России. Смоленск был взят по­ляками, Новгород — шведами: появился новый самозванец. Тогда 80-летний патриарх обратился из своего заточения к русским людям с последним призывом постоять за веру, положить «живот за Дом Пречистыя». Послание, доставленное в Нижний Новго­род 12 января 1611г. верными, смелыми людьми, вызвало знаменитое народное дви­жение под предводительством Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, которое спасло Россию. Из своей тюрьмы молился за них патриарх. Он распорядился, чтобы в ополчение была принесена Казанская икона Божией Матери.

Как только в Москве узнали, что приближается новое ополчение, поляки и измен­ники опять приступили к патриарху со своими домогательствами и угрозами. Но па­триарх сказал им: «Да будут благословенны те, которые идут освобождать Москву, а вы, окаянные изменники, будьте прокляты». Тогда начался мученический подвиг свя­тителя. Его лишили еды и с издевательствами бросили в его темницу сноп овса и не­много воды. 17 февраля (ст.с.) 1612 г. Святейший Патриарх Гермоген скончался от голода. Он был погребен в Чудовом монастыре. 22 октября был освобожден Китай-город, 26 октября сдался Кремль, но радость победителей была омрачена кончиной патриарха.

Священномученик Ермоген стал сразу же почитаться как местный московский святой. В 1652 г. мощи его были обретены нетленными и благоухающими и перенесены в Успенский собор.

После отступления Наполеона из Москвы в 1812 г. святые мощи были найдены выброшенными из гробницы. В третий раз они были обретены нетленными во время реставрации Успенского собора перед коронацией императора Александра III. К лику святых он был причислен 12 (25 н.с.) мая 1914 г.