Святитель Димитрий Ростовский

Святитель Димитрий Ростовский

Дни памяти:  4 октября – Обретение мощей, 10 ноября – Преставление.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши.

Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха.

В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год.

С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда.

Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.

В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.

Жития святых Дмитрия Ростовского это знаменитые Четьи-Минеи — излюбленное чтение русских православных на протяжении многих лет. Святитель Димитрий Ростовский писал Жития святых на каждый день года в течение двадцати лет. В итоге мы имеем 12-ти томный труд, дополненный позднейшими писателями, с описанием жизни, чудотворений, исповеднического подвига многих и многих великих святых.

Из других сочинений святителя Димитрия Ростовского:

Алфавит духовный

Аз. Будучи Адамова естества, советую тебе, обоего пола Адамову естеству: будь смирен — имея Адамово естество, смирен будь — помня слово праведного осуждения, сказанное Самим Богом, яко земля еси, и в землю паки пойдеши (Быт. 3).

Буки. Познавай Бога, разумевай благодеяния Его, ходи в заповедях Его — и будешь наследником вечных благ Его.

Веди. Веруй в Бога, веруй Богу, имей всегда и во всем воздержание, всегда помни о смерти и изменении всех вещей — и ни к чему мирскому не будешь иметь пристрастия.

Глаголь. Блюди себя от греха — малого и великого, всегда имей пред очами грехи твои, чтобы усерднее каждый день прибегать к покаянию.

Добро. День ото дня восходи на гору добродетелей, непрестанно, на всякий день, прилагай усердие к усердию — да направишь себя на все стези правыя.

Есть. Есть надежда всему доброму, есть вечный покой всякому труду, подвигу веселие и в грядущем веке воздаяние.

Живете. Всегда поминай жизнь вечную и будущие блага — да всегда возносится к ним сердце твое.

Зело. Будь зело (весьма) тщателен и усерден в своем звании и положении (свойстве), дабы не всуе (напрасно) изнурять тебе жизнь свою.

Земля. Зря тварь, дивись и приноси славословие Творцу твари; не к твари прилагай свои чувства, но к Богу — Творцу всего — возводи сердце и душу твою.

Иже. Кто (иже) имеет усердие к добру, тому дается оно, а кто не имеет, у того возмется и то, что он думает иметь.

Люби истину, блюдись от всякой лжи — да избежишь сказанного пророком: погубиши всякого глаголющаго лжу (Пс.5).

Како. Всегда и непрестанно возводи ум и душу твою к Богу и никогда не выпускай Его из сердца и памяти твоей — да всегда с Ним будешь соединен.

Люди. Потщись от всего сердца твоего любить Бога — да будешь свободен от всякого земного пристрастия и уверен в спасении твоем.

Мыслете. Прилежи непрестанно к молитве, ибо это есть некрадомое сокровище: ею, как лествицею, удобно взойдешь в Богу.

Наш. Не прилагай сердца твоего к земному — да не обуяешь, как соль, и да не явишися весь непотребен, но к Единому Богу и сердце, и душу твою имей пригвожденными — да пребудешь в любви Его неподвижен.

Он. Ибо Он Един есть Господь Источник всех благ и Податель жизни вечной.

Покои. Помни о Господе непрестанно — да пребывает имя Его всегда в сердце и в устах твоих. Прилежи покаянию постоянно и всякий день омывай душу свою теплыми слезами — да паче снега убелишься и непосрамленным лицом явишься пред Господом.

Рцы. Руки твои как можно чаще усердно воздевай к Богу в молитве, всегда ожидая оттуда помощи, чтобы победить мысленного Амалика, т.е. диавола.

Слово. Помня о смерти, блюдись скупости и стеснения ближних — да, объятый неверием и скупостию, во время исхода не затворишь себе двери милосердия Божия.

Твердо. Бывай ко всем тих, бестщеславен и кроток — да явишься истинным Христовым подражателем и учеником — без порока.

Ук. Если хочешь скоро найти вечное сокровище, тщательно сохраняй себя от уныния и лености.

У. Будь всегда тепл и усерден к Богу — да будешь причастником жизни вечной.

Ферт. Старайся потопить мысленного фараона в воде слезной, чтобы он не гнал тебя всегда ратуя.

Хер. Взыскуй Единого Христа — да будешь с Ним вечно, ибо взыскующие Его обрящут велию милость и не лишатся всякого блага.

От. Зная отца и мать, друзей и сродников, знай, что у тебя есть Бог, Который есть начало жизни и бесконечный конец всему. Не пренебрегай духовного отеческого наставления — да не преткнешься в стезях твоих.

Цы. Цель и пристанище твое да будет Един Господь, надежа же и упование — пресвятая любовь Его.

Червь. Возлюби чистоту и целомудрие истинно — да чистый прилепишься Чистому. Покаяния от часа до часа не отлагай — да не погубишь напрасно времени исправления в час.

Ша. Да будут в душе твоей всегда водружены шестокрыльные добродетели, то есть усердие, дружелюбие, благой образ, рассуждение, воздержание и любовь, которыми удобно возвыситься до неба.

Ща. Будь ко всем щедр и милостив — да обрящеши в день страшного суда Господа милостивым и благоснисходительным к душе твоей. Всегда имей в памяти своей — одно, чтобы всегда угождать Единому Богу и непрерывно восходить к Нему любовию.

Ю. Отвергай от себя юностное, похотное, плотское безумие, всеусердно же всегда поучаися духовной премудрости о Боге.

Я. Особенно охраняй себя от ярости, гнева и злословия — да не помрачится у тебя сердечное око.

Омега. Всячески сохраняй себя от объедения и пьянства — да не впадаешь всегда во все злое.

От. Не пренебрегай духовного отеческого наставления, да не преткнешься в стезях твоих.

Пси. Непрестанно славословь Бога псалмами и песнями — да имеешь это во всегдашнее себе утешение.

Фита. Особенно берегись тщеславного, фарисейского, лицемерия — да не примешь себе здесь, на земле, тщеславием своим мзду твоих добрых дел (благ).

Врачевство духовное против смущающих и хульных помыслов …

Из особого рассуждения

Со многими людьми бывает такое искушение от духа хульного, когда, смущаемые хульными помыслами, они не знают, что им делать, и приходят в отчаяние, считая, что это их грех, и думая, что они сами виноваты в тех лютых и мерзких помыслах. Поэтому я хочу вспомнить немного и о них.

Помысл хульный — это искушение для богобоязливого человека и особенно смущает его тогда, когда он творит молитву или делает что-либо доброе.

Помыслы хульные не находят на человека, валяющегося в смертных грехах, нерадивого, не богобоязненого, ленивого и небрегущего о своем спасении, но на тех нападают, которые пребывают во исправленном житии, в трудах покаяния и в любви Божией.

Этим хульным искушением дьявол ведет человека к тому, чтобы устрашить его, и если он от иных грехов свободен, то чтобы возмутить его совесть; если он в покаянии, то чтобы прервать его покаяние; если же от добродетели восходит к добродетели, то чтобы остановить и низринуть его. Но если дьявол не преуспеет в том, то стремится хотя бы оскорбить и смутить его. Однако умный пусть рассуждает.

1. Пусть не думает, что эти мысли принадлежат ему и от него самого происходят, но что они дьяволом наносятся, который есть их начало и изобретатель. Ибо как могут исходить от нашего сердца и воли те хулы, которые мы ненавидим, и скорее желали бы себе какой болезни более чем тех мыслей? В этом состоит истинное удостоверение, что не от нашего произволения рождаются хулы, потому что мы их не любим и не желаем.

2. Всякий угнетенный хульными помыслами пусть не вменяет их себе в грех, но считает их особым искушением, ибо чем больше кто будет вменять себе во грех хульные помыслы, тем более утешит своего врага дьявола, который над тем уже будет торжествовать, Что этим совесть чью-либо смутил как будто каким грехом.

Если бы кто сидел связанный посреди богохульных людей, слышал их хульные речи на Бога, на Тайны Христовы, на Пречистую Богородицу и на всех святых и хотел бы убежать от них, чтобы не слышать их хульных речей, но не мог бы, потому что связан, и не мог бы даже ушей своих заткнуть от их хулы, — скажи мне, имел ли бы он какой грех от того, что нехотя слушает их хульные речи? Воистину не только не имел бы никакого греха, но и великой похвалы сподобился бы от Бога, потому что, будучи связан и не имея возможности убежать, он с тяжестью в душе слушал их богохульные слова.

Подобное бывает и с теми, которых дьявол угнетает хульными помыслами, когда они ни убежать от них не могут, ни избавиться от них, ни отрястись от духа хульного, который бесстыдно и беспрестанно наводит на них хульные помыслы, хотя они не хотят их, не любят и даже ненавидят их. Ведь не только никакого греха не будут они иметь от мыслей тех хульных, но и большую благодать заслуживают у Бога.

3. Нужно молить Господа Бога, чтобы Он удалил это искушение и отогнал духа хульного, а если этого не случится, то терпеть кротко и с благодарностью, помня, что не от гнева, но от благодати Божией попущено было такое искушение для того, чтобы мы оказались в нем терпеливыми и несмущенными. И апостол Павел терпел нечто подобное, когда говорил о пакостнике, данном ему, о котором он троекратно молился и просимого не получал, ибо услышал: «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор. 12, 9). …

Поэтому пусть никто не смущается и не отчаивается, имея наваждение от хульных помыслов, зная, что они нам более на пользу, чем на соблазн, а самим бесам на посрамление.

Если придет хульная мысль на Бога, читай: «Верую во единаго Бога…» — до конца. И если будет возможно, сотвори по силе несколько поклонов.

Если придет хульная мысль на пречистые Тайны Христовы, читай «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос…» — до конца, и сделай поклон.

Если придет хульная мысль на Пречистую Богородицу, то читай какую-либо молитву к Пречистой Богородице: или «Под Твое благоутробие», или «Богородице Дево, радуйся», или какой-либо тропарь Богородичный, с поклонами, говоря: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

Если придет хульная мысль на какого-либо святого, читай: «Моли Бога о мне, грешном, святый (имярек), яко аз по Бозе к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». И сотвори по силе поклоны, говоря: «Святой (имярек), моли Бога о мне, грешном».

Если придет хульная мысль на какую-либо икону, сотвори пред той иконой поклонов 15 или сколько можешь, молясь тому, кто изображен на этой иконе, и таким образом ты с Божией помощью ни во что обратишь хульные мысли. Аминь.