Святая благоверная великая княгиня — инокиня Анна Кашинская

Святая благоверная великая княгиня — инокиня Анна Кашинская

Дни памяти: 25 июня (Перенесение мощей и второе прославление),

в 1-ю Неделю после праздника святых апостолов Петра и Павла (12 июля) вместе с Собором Тверских святых,

15 октября (Преставление).

Благоверная княгиня Анна Кашинская жила в скорбное для Руси время, в разгар татаро-монгольского ига. Её судьба вобрала в себя судьбы русских православных жен, стойких, благочестивых, набожных.

Святая благоверная великая княгиня Анна — дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. Родовое лоно вскормило Анну деятельной в молитве, благоразумной и милосердной.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1295 году, на другой год после свадьбы с князем Михаилом Тверским  горела Тверь, огонь выел множество жилищ. Через три года свирепствовала сильнейшая засуха, горели леса и болота, а затем ночью пожар перекинулся на посад, запылал княжеский терем. Сгорело всё добро и оружие, не ус­пели спасти даже княжескую казну. В неурожай голодали люди, падал скот, и князь с княгиней, вместе с народом своим бедовали, уповая на милость Господню, возрождали утраченное. Благоверная Анна, как добрая жена, была покорна мужу, подавая пример скромности и милосердия, оставаясь между тем мудрой его сподвижницей и заботливой домоправительницей. О том, что княгиня Анна неутомимая молитвенница — знала вся Тверь.

На пятом году брака стали рождаться дети: сначала дочь Феодора (скончалась в младенчестве), затем сыновья — Димитрий, Александр, Константин и Василий. Князь Михаил успешно во­дил свои войска, пресекая вспышки ненависти между соседними уделами, присоединял земли, принадлежащие ему по закону. Так, в 1304 году Михаилу Тверскому досталось по наследству великое княжение Владимирское, и с той поры Тверь сильно возвысилась перед Новгородом и Москвою. И как ни мутил враг удельных князей враждовать, Михаил держался крепко.

В 1312 году в монастыре скончалась княгиня Ксения, мать князя Михаила, мудрая праведница и великая его наставница во внешних делах, а год спустя в Орде воцарился новый хан Азбяк, еще более коварный и мстительный, чем его усопший предшественник. К этому-то Азбяку и требовалось им ехать за ярлыком на правление землями. Но тверского князя опередил Московский князь Юрий Данилович. Он сумел оговорить Михаила, откупился дарами и отбыл благополучно. Тверскому же князю пришлось в Орде туго, там его продержали два года и ярлыка на великое Владимирское княжение не дали. Сколько слёз пролила благоверная Анна, сколько передумала дум страшных — один Господь знает.

Наконец князь вернулся, но ордынский гнёт послаблений не знает, лукавство и злодейство хана безграничны. В августе 1318 года над Тверью опять нависла беда. Татарские орды подступали к княжеству, и вот-вот заполыхает родная земля. Прольётся кровь всего населения от мала до велика, а кто уцелеет, того поведут в полон.  Для православных людей самым прискорбным обстоятельством было то, что это было спровоцировано соперничеством единоверного московского князя Юрия. Князь Михаил решил ехать на суд в Орду, ехать на верную гибель, ради спасения своего народа. Бояре и горожане отговаривали его показываться в Орде, авось, вместе и уцелеем. Просила князя остаться дома и его супруга Анна. Но князь ради подданных не пощадил себя, он твердо решил положить свою душу за тверской народ. Прощание благоверной Анны с князем Михаилом — одна из трогательных страниц русской жизни. Анна, сознавая величие подвига своего мужа, наконец, не только смирилась с его отъездом в Орду, но и вдохновила князя не бояться умереть за стадо Христово. Прощались на Святой горе, близ села Едимонова.

В орде князя приняли  с притворством — поначалу льстиво, услужливо. Затем вдруг всё переменилось, благоверного Михаила приковали к плахе. Он ничего не просил, и лишь молился, потом велел близким читать Слово Божие. И вот настал час смертный: на глазах близких, при участии московского князя Юрия Даниловича, Михаила Тверского стали люто истязать, а минуты спустя набросился на него изверг и вырезал его живое сердце. В тот день возле Дербента, на месте казни князя, люди видели чудесное явление — к небу поднимался столп Неизреченного света.

Долго в Твери не знали о злодействе, содеянном в Орде. Тело князя Михаила привезли в родной город лишь в сентябре 1319 года. Тогда же оно было оплакано вдовой и горожанами и предано земле.

По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. «В женском естестве мужескую крепость имела еси…» — так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость.

В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Азбяка. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы, и тела их разняли по суставам.

Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашеский постриг с именем София. К старости, по просьбе младшего сына Василия,  перебралась в небольшой город Кашин в специально выстроенный для нее Успенский монастырь. В этой обители благоверная старица стяжала великий ангельский образ — схиму. И наречена была прежним именем Анна. Здесь она и преставилась 2 октября 1368 года, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

В татаро-монгольскую эпоху благоверная княгиня Анна явила собой высочайший пример добродетельной жены, смиренномудрой молитвенницы, страдалицы за свой народ, оберегающей его от лютых бедствий. В памяти людей долго не исчезал образ именитой старицы. Но истекали столетия, и память давняя исподволь стиралась. И если б не чудеса, явленные в годину гнева и печали, то святыня эта пребывала бы под спудом и дольше. Явилось чудо в Смутное время (1606-1611), когда Русь терзали польско-литовские интервенты. Много было покорено ими русских городов, Даже и Москва пала. А вот Кашин уцелел! Подступил к нему враг и отпрянул. Какая-то неземная сила отвела беду. Задумались кашинцы: а не подвижники ли оберегают город? Стали перебирать исторические имена, вспомнили благоверную княгиню Анну. Предположение подтвердилось новым чудом: тяжко больному пономарю Успенского собора Герасиму в тонком сне явилась подвижница, назвалась Анною, обещала исцелить его. Когда заутро пробудился, был совершенно здоров.  И еще рассказал пономарь Герасим: благоверная Анна «приобижена» на горожан — гробницу её не почитают, на крышку присаживаются, и шапки рядом кладут.

Чудо разнеслось стоустой молвой, город всколыхнулся. Поклониться покровительнице Кашина потянулись богомольцы со всех сторон. И явилось у гробницы множество чудес, все достоверные случаи горожане стали записывать и собирать.

Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Гроб с её мощами опять погрузили под спуд. Это необычайное событие — единственное в истории Русской Православной Церкви.

И все же, несмотря на развенчание, живая вера всего Тверского края бдительно охраняла святую Анну от забвения. По-прежнему благодетельница Кашина, его небесная молитвенница назирала город: после молебна Благоверной его не взяли французы в 1812-м (постояли рядом и отошли), сюда не наведывалась ни язва, ни холера, когда повально болели повсюду. В Кашине наблюдалось затишье и в лихом 1905 году — ни один краснофлажник не смел призывать к гражданской смуте. Тихий, богомольный горожанин умел отстаивать неповрежденную русскую жизнь. К Благоверной, к её заступлению обращались не токмо кашинцы, почитание святой Анны выходило за пределы Тверского края.

20 октября 1908 года депутацию ревнителей памяти благоверной княгини Анны принял в Царском Селе Государь Николай II. На следующий день Святейший Синод постановил почитать благоверную Анну Кашинскую, как решено было при первой канонизации — дважды в год: 2 октября, в день преставления, и 12 июня — в день переноса мощей в 1650 году. Наконец церковная справедливость восторжествовала.

Велико было ликование православных 12 июня 1909 года. На прославление Благоверной в Кашин сошлось множество народа. И прибывали люди движущейся церковью — крестными ходами. На праздник прославления прибыла великая княгиня Елисавета Феодоровна, благоверная жена и подвижница новейшего времени! Её присутствие подчеркивало приемственность святости в нашей Отчизне, ведь судьбы обеих княгинь весьма сходны. Этим церковным торжеством Анна Кашинская навсегда вчинена в лик святых. По всей стране почитают великую молитвенницу и ходатаицу. В Петербурге в память Анны Кашинской воздвигнут храм, терское казачество тогда же построило монастырь в её честь.

Образ благоверной Анны и в наши дни сияет Неизреченным светом во все пределы Отчизны.

Александр СТРИЖЕВ