Преподобный Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим Вырицкий

День памяти 3 апреля

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года у богобоязненных родителей. Василий славился благочестивым поведением, сообразительностью, терпением и настойчивостью в достижении цели, а также удивительной памятью. В раннем возрасте мальчик практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики. В десятилетнем возрасте Василий оставил отчий дом и уехал в Петербург. Он был вынужден спасать семью от тягостной нищеты, постигшей семью, после смерти кормильца — отца. Живя в Петербурге, Василий почувствовал непреодолимую тягу к монашеской жизни, что и привело 14-летнего мальчишку в Александро-Невскую лавру. Не застав настоятеля, отрок встретил старца-схимника, открывшего ему волю Божию: «Васенька! Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время, и Господь вознаградит тебя…».  Услышав наставление старца, Василий принял жизнь в миру, как подвиг послушания, который длился более 40 лет.

В 1890 году обвенчался на Ольге Ивановне. Вскоре открыл собственное дело по заготовке и продаже пушнины. Мятеж 1917 года лишили Муравьевых торгового дела и, перебравшись за город, Василий Николаевич все больше погружается в молитву и посвящает время чтению святых отцов. 26 октября 1920 года послушник Василий Муравьев был пострижен в монашество с наречением имени Варнава. Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьева с именем Христина. Перечислив сбережения монастырям, супруги по обоюдному согласию вступили на путь монашеской жизни.

Вскоре брата Варнаву рукоположили в иеродиакона, поставив заведовать кладбищенской конторой. В то кровавое время отпевание следовало за отпеванием, панихида за панихидой. Здесь, когда так часто приходилось сталкиваться с людским горем, будущий отец Серафим, вырицкий старец-утешитель, вступил на путь духовного наставничества.

Через год отец Варнава был возведен в сан иеромонаха. В пастырской практике помогал опыт жизни в миру: бывший петербургский купец хорошо знал жизнь людей разных сословий.

Узнав о предстоящем поприще духовничества, отец Варнава выразил желание принять великую схиму. С именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, чудотворца, которому всеми силами он стремился подражать, принял постриг в великий ангельский образ.
Духовником Александро-Невской лавры иеросхимонах Серафим (Муравьев) пробыл почти три года. Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу, после чего он страдал тяжелыми заболеваниями. Медики настоятельно советовали выехать из города, и в качестве климатического курорта была рекомендована Вырица.

После переезда в Вырицу к врачам он уже не обращался, говоря: «Буди на все воля Божия. Болезнь — это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою…».

Отец Серафим был необыкновенно строг к себе от первых шагов в подвижничестве до самой кончины. Никаких послаблений: пост, бдение и молитва, и еще раз — пост, бдение и молитва…

Подражая своему небесному покровителю, вырицкий старец принял на себя особый подвиг. Когда улучшалось здоровье, а с началом Великой Отечественной войны ежедневно молился старец на камне перед иконой Саровского чудотворца. Старец поддерживал изнемогавший от скорбей народ. Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек.

Старец поддерживал изнемогавший от скорбей народ. Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек.

В последние годы жизни отец Серафим был совершенно прикован к постели. Старец почил как и жил, в молитве и обращенности ко Господу. Причастившись Святых Христовых Тайн, отец Серафим благословил читать Псалтирь и Евангелие. 3 апреля 1949 года, в день празднования воскрешения праведного Лазаря, после молитв на исход души, осенив себя крестным знамением, со словами «Спаси, Господи, и помилуй весь мир» он отошел к вечным обителям.

********

В годы кровавых гонений, когда казалось, что Церковь обречена на скорое и полное уничтожение, о. Серафим открыто говорил о ее грядущем возрождении. Рассказывал о. Серафим о возрождении конкретных обителей — Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Дивеева и др. Примечательно, что, предсказывая восстановление Александро-Невской Лавры, старец говорил о том, что вначале государство вернет Церкви как приходской храм Свято-Троицкий собор, а уже затем, через много лет, всю Лавру передадут монашествующим. Предсказывал также батюшка, что со временем будет основан монастырь и в Вырице, а Ленинград будет вновь переименован в Санкт-Петербург.

Говорил о. Серафим, что придет время, когда в Москве, Петербурге и ряде других городов России будут действовать православные радиостанции, в передачах которых можно будет услышать душеполезные назидания, молитвы и церковные песнопения…

Родственники и близкие духовные чада о. Серафима отмечают, что далеко не все виделось старцу в радужных тонах.

«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, — говорил батюшка, — с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда же из Казанского собора пойдет крестный ход в Александро-Невскую Лавру».

В ряде предсказаний вырицкого старца звучат весьма тревожные нотки. «Если русский народ не придет к покаянию, — говорил батюшка, — может случиться так, что вновь восстанет брат на брата».

Вырицкий старец не раз говорил, что Россия обладает бесценным сокровищем — она является хранительницей святой православной веры. Истинное просвещение есть просвещение души светом Православия. Не процветающий Запад, где конечной целью всего сущего является земное благополучие человека, а Русь, блаженная Русь, принявшая во младенчестве своем юродство Креста, сохранившая в глубинах своей необъятной души образ Христа Распятого и несущая его в сердце своем, есть истинный свет миру. Та Святая Русь, которая всегда жила предощущением горнего, прежде всего искала Царства Божия и правды Его и находилась в живом общении с небом. Вечная сила и красота Православия заключается в чудном единстве небесного и земного.

«Наша вера — выше всех. Это вера православная, истинная. Из всех известных вероучений только она одна принесена на землю вочеловечившимся Сыном Божиим», — говорил о. Серафим.

«В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной».

Вырицкий старец советовал как можно чаще читать молитву св. Ефрема Сирина  «Господи и Владыко живота моего…». «В этой молитве вся суть Православия, все Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека», — говорил батюшка. Грех осуждения о. Серафим называл одним из величайших духовных недугов нашего времени. «Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его», — говорил вырицкий старец.

********

От меня это было

Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя — касается зеницы ока Моего. Ты Дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую  отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут; на тебя, и враг придет как река,  Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было.

Что твоя немощь нуждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность бороться за тебя. Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что тебе приятно, которые тебя отстраняют, — От Меня это было.

Я — Бог твой, располагающий обстоятельствами, Ты, не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил. Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению, — так вот смотри, Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю. Находишься ли ты в денежном затруднении, тебе трудно сводить концы с концами, — знай, что От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоими материальными средствами. Я хочу, чтобы  Ты прибегал ко Мне и был бы в зависимости от меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы ты убеждался в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать о нужде твоей: «Вы не верили Господу Богу вашему».
Переживаешь ли ты ночь скорбей, ты разлучен с близкими и дорогими сердцу твоему, — От Меня это было.

Я — муж скорбей, изведавший болезни. Я допустил это, чтобы ты обратился ко Мне, и во мне мог найти утешение вечное. Обманулся ли ты в друге твоем, в ком-нибудь, кому открыл сердце свое, — От Меня это было.

Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы ты познал, что лучший друг твой есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносил ко Мне и говорил Мне. Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душою твоею, чтобы укрыться от «пререкания языков». Я изведу, как свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне (см.: Пс. 36,6). Разрушились ли планы твои, поник ли ты душою, и устал — От Меня это было.

Ты создавал себе свои планы и принес их Мне, чтобы я благословил их. Но Я Хочу, чтобы ты предоставил Мне
распоряжаться обстоятельствами твоей жизни, и тогда ответственность за все будет на Мне, ибо слишком тяжело для тебя это; и ты один не можешь; справиться с ними, так как ты только орудие, а не действующее лицо. Посетили ли тебя неожиданные неудачи житейские и уныние охватило сердце твое — От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда, пламенеющими пред очами Моими и побеждали бы именем Моим всякое малодушие. Не получаешь ты долго известий от близких и дорогих тебе людей и по малодушию твоему впадаешь в отчаяние и ропот, знай — От Меня это было.

Ибо этим томлением твоего духа Я испытываю крепость веры твоей в непреложность обетования, силу дерзновенной твоей молитвы о сих близких тебе. Ибо не ты ли вручил их Покрову Матери Моея Пречистыя, не ты ли некогда возлагал заботу о них Моей промыслительной любви. Посетила ли тебя тяжкая болезнь временная или неисцельная, и ты оказался прикованным к одру своему- От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы ты познал Меня еще глубже в немощах своих телесных и не роптал бы за сие ниспосланное тебе испытание, не старался проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, но безропотно и покорно преклонил бы главу под благость Мою о тебе. Мечтал ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо того слег на одр болезни и немощи — От Меня это было.

Ибо тогда ты был бы погружен в дела свои и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и той из них, что ты на службе у Меня. Я хочу научить тебя сознавать, что ты — ничто.
Некоторые из лучших соработников Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть оружием непрестанной молитвы. Призван ли ты неожиданно занять трудное и ответственное  положение, иди полагаясь на Меня. Я вверяю тебе эти трудности, ибо за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, на всех путях твоих, во всем, что будет делаться твоими руками. В сей день даю в руку  твою этот сосуд священного елея. Пользуйся им свободно, дитя Мое. Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады и разочарования, каждое откровение твоей немощи и неспособности пусть будут помазаны этим елеем — От Меня это было.

Помни, что всякая, помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце своем слова, которые Я сказал тебе в сей день, — От Меня это было.

Храни их, знай и помни — всегда, что всякое жало притупится, когда ты научишься во  всем видеть Меня.
Всё послано Мною для совершенствования души твоей, — Все от Меня это было.

Широко известное духовное произведение «От Меня это было», по мнению многих принадлежит прп. Серафиму Вырицкому, а по мнению других — этот текст написан Митрополитом Мануилом (Лемешевским). Мы не можем ни подтвердить, ни отречь эти мнения.

Один Бог знает!
Нам не известна история этого произведения.

Известно лишь, что старец Серафим и  митрополит Мануил (Лемешевский) были дружны еще по Лавре, наверное о многом беседовали, и вполне возможно это духовное произведение плод их совместных исканий.

Стиль изложения ближе ко стилю митрополита Мануила (Лемешевского). В старые времена была и традиция писать не только от своего имени, но и от имени своего учителя, духовного наставника, каким был в Лавре  ее духовник старец Серафим.

Нам кажется, что предмет авторства уж и не  столь важен перед содержанием этого текста.
Ибо был он от Того, Кто Один имел власть сказать нам такие слова.

От авторов сайта «Преподобный Серафим Вырицкий»