Преподобный Амвросий, старец Оптинский

Преподобный Амвросий, старец Оптинский

День памяти 23 октября

Великий старец Амвросий Оптинский (Александр Михайлович Гренков) родился 23-го ноября 1812 года, в Тамбовской губернии, в семье пономаря, и воспитывался церковной и религиозной среде. Он прекрасно учился, имел замечательную память, закончил духовное училище и семинарию. Вскоре он тяжко заболел и дал обет в случае выздоровления пойти в монастырь, но так как по природе он был жизнерадостным, веселым и активным человеком, душой общества, то долго не мог решиться выполнить обещанное Богу и порвать с миром. Но все же он прибывает в Оптину пустынь, где в то время был сосредоточен весь цвет ее монашества: такие ее столпы, как игумен Моисей, старцы Лев (Леонид) и Макарий.

В апреле 1840 года Александр был пострижен в монахи и первое время был келейником старца Льва и его чтецом, работал в пекарне, пек хлеб и булки. После смерти старца Льва он стал келейником старца Макария, в1842 г. он был пострижен в мантию и наречен Амвросием. Затем был рукоположен в иеродиаконы, а через 2 года, в 1845 г. — в иеромонахи.

Вскоре Амвросий тяжело заболел и стал числиться на иждивении обители, как инвалид. Он с тех пор уже не мог совершать литургии; еле передвигался, страдал от испарины, не выносил холода и сквозняков. Пищу употреблял жидкую, вкушал очень мало. Он начал заниматься переводами и приготовлением к изданию святоотеческих книг. Им была переведена на общепонятный славянский язык «Лествица» Иоанна, игумена Синайского.

О. Амвросий Оптинский целых 30 лет (до отъезда в Шамординскую женскую общину) служил ближним: с девяти часов утра до 11 вечера к нему приходили люди – монахи и миряне. В последние десять лет своей жизни он всецело занимался обустройством женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины. Скончался великий старец Амвросий в 1891 г. похоронен в Оптиной Пустыни, где провел он свою жизнь. На его надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22).

Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В это чине он и умер. Для любителей карьерной лестницы это может быть непонятно: как же так, такой великий старец – и просто иеромонах?

Он мог с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, которая жаловалась, что умирают индюшки, и барыня прогонит её со двора. Ответить на вопросы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и других, самых образованных людей того времени. «Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22).

Слова преподобного Амвросия были простыми, меткими с добрым юмором: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». «Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь — сам лопнешь». «Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог». «Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет». «Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится, — это и есть жить проще». «Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение». «Жить – не тужить – всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего». «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви». А когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».

«Чада духовные! — поучал старец Амвросий, — понудим себя иметь ко всем любовь и благорасположение, доброжелательство ко всем любящим и нелюбящим нас, благосклонным и неблагосклонным, благоприветливым и неблагоприветливым. Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает». Ему же подобает слава во веки веков. Аминь!

Изречения старца Амвросия, извлеченные из разных источников

Гордость

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял: «Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? — Оборванный, ощипанный просит милостыни: помилуй, помилуй! А подастся ли милость, это еще кто знает».

Когда нападает гордость, скажи себе: чудачка ходит.

Грех

Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости.

Добродетели
Четыре добродетели: мужество, рассуждение, целомудрие и правда. Целомудрие в том состоит, чтобы наблюдать за собой во всех действиях: в словах, в делах, в помыслах, значит соблюдать целыми все добродетели. И бесы чисты, но имеют гордость.

Долги

Долги хуже грехов: в грехах покается человек, и Бог да простит, а за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит Господь.

Жизнь духовная

Когда старцу написали, что тяжело на свете, он ответил: «Потому она (земля) и называется юдоль плача; но люди одни плачут, а другие скачут. Но последним будет нехорошо».

«Чтобы исправить, или человеку самому исправиться, не надо вдруг налягать, а нужно как тянуть барку — тяни, тяни, тяни, отдай, отдай. — Не все вдруг, а понемногу — говорил батюшка. — Знаешь «рожон» на корабле: это такой шест, к которому привязаны все веревки корабля, если тянуть за него, то потихонечку — и все тянется, а если взять сразу, то все испортится от потрясения».

Одна женщина спросила батюшку, где ей жить: в миру или в монастыре? Батюшка ответил так: «Можно жить и в миру, но не на юру, а жить тихо».

Жизнь. Как жить?

На вопрос: «Что значит жить по сердцу?» — батюшка ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».

Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

«Смотри Мелитона, — говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, — держись тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Зависть

Нужно заставить себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.

Заповеди

Один раз старец, объясняя слова ап. Иакова «Не мнози учители бывайте», — сказал: «Учить — это как бы маленькие камешки с колокольни бросать, а вот самому исполнять заповеди — как бы большие камни на колокольню таскать».

Козни врага

Раз батюшка говорил: «Паук ленивый, сидит на одном месте, ниточку выпустит и ждет; как попадется муха, сейчас ей голову долой. А муха-то жужжит. Так и враг всегда протягивает сети, и как кто попадется, сейчас голову долой». Потом батюшка обратился к кому-то и говорит: «Смотри, не будь мухой, а то так же зажужжишь».

Любовь

Ты должна иметь любовь, а любовь с крыльями: с одной стороны — смирение, а с другой — милостыня и всякое снисхождение к ближнему.

Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши.

Бесстрастными ведь не сейчас можно сделаться; а всякий раз, чувствуя свою греховность, говори: «Господи, прости мне!» Господь один силен вложить в сердце человека любовь.

Когда батюшку попросили объяснить, что значит: «Аще враг твой алчет, ухлеби его, углие огненное собираешь на главу его», — он ответил: «Углие огненное на главе означает ум. Когда ухлебишь врага, то ум его согревается к тебе любовью».

Милостыня

Когда о. Амвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал: «Давай что можно, елико душа возможет. Как один странник просил милостыню, одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая и, что просил у нее странник, все ему давала. Только что ушел он от них, как сделался у них пожар, и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал, — той, которая много подавала, много отдал, а скупой сказал: на тебе твой платок».

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».

Св. Димитрий Ростовский пишет: «Если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

Мир душевный

«Батюшка! — спрашивали некоторые, — отчего это мира нет в душе?» Старец отвечал на это словами псалма: «Мир мног любящим закон Твой».

… А если «несть мира в костях наших, то явно что от грехов и страстей наших. И потому должно заботиться не обстоятельства улаживать, а стараться себя исправлять. Это не только надежнее, но и успокоительнее».

Послушай сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна, и будешь мирна!»

Когда говорили батюшке, что ему не дают покоя, он отвечал: «Для нас тогда настанет покой, когда запоют над нами: «Со святыми упокой».

Молитва

Во всех делах требуется человеку помощь Божия, а потому всегда и во всем просить помощи Божией, т.е. необходима усердная молитва.

Так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Батюшка рассказывал: «У одного монаха на Афоне был скворец, которого он очень любил, и так к нему привязался, что тот часто отвлекал его от молитвы своими разговорами. Только монах начнет исполнять свое правило, а скворец тут и разговорится. На Светлое Воскресение монах подошел к клетке и говорит: «Скворушка, Христос воскресе! «А скворец вдруг ему отвечает: «Вот то-то и беда, что воскресе», — и тут же околел. Тут монах понял свою ошибку и раскаялся».

Прежде всего нужно милости просить у Бога и молиться: «Имиже веси судьбами, помилуй мя грешную (ого)».

Когда батюшку просили помолиться, чтобы исправиться, он отвечал: «Самой надо споспешествовать. Пророк Нафан молился за царя Давида, а он ложе обливал слезами, молился и за Саула, а тот спаше и храпяше».

Некто спросил монаха: «Кто тебя научил молиться?» — Он ответил: «Бесы». — «Как бесы?!» — «Да так. Они меня бороли разными помыслами, а я отбивался от них молитвой».

Если не хочется молиться, надо понуждать себя, святые отцы говорят, что молитва с понуждением — выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: «Нудится бо Царствие Небесное».

Когда старцу пожаловались, что посторонние мысли мешают молиться, он сказал: «Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум; а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, — да и сам мужик не лежи». И прибавлял: «Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».

Нечувствие

Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут.

Правда

Надо всегда говорить правду, а не человекоугодничать. У нас был священник; я ему всегда правду говорил, когда придет ко мне. Ему это не нравилось. А когда уходил от нас, то сказал мне: «Ежели бы вы не говорили мне правду, то я не мог бы и жить здесь».

Поведение внешнее

Надо быть ко всем почтительной. Будь ласкова, но не ласкательна. Поклонись да скорее проходи.

Покаяние

Три степени для спасения, как сказано у св.Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

Батюшка рассказывал, что один человек все грешил и каялся… и так всю жизнь. Покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: «Он мой». А Господь говорит ему: «Если ты, будучи зол, принимал его опять после того, как он мне каялся, то как же Мне не принимать его после покаяния. Ты забываешь, что ты зол, а Я — благ».

Помощь Божия

Батюшка иногда объяснял стихи псалмов, например: «Аще не Господь сожиждет дом, всуе трудишася зиждущие», — это значит: если Господь не благословит что, то напрасно будут труды: «Всуе бде стрегий», и ничего не устрежет, напрасно рано будет вставать тот человек, не пойдут дела его без благословения Божия.

Помыслы

Батюшка говорил часто: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца, — и батюшка, показывая на сердце, прибавил, — древо при исходищах вод; воды (страсти) бурлят там».

Послушание

Общее послушание паче всего содействует к избавлению от гордости. На общем послушании человек обучается духовному искусству, если захочет, и когда на вещи смотрит просто, многое принимая за шутку.

Похвала

Когда хвалят, то на это не обращать внимания, не отвечать и не спорить. Пусть хвалят, а только самому сознавать в себе, стоишь ли ты похвалы, или нет. Если будешь противоречить, то выйдет лицемерие; ведь тонкое чувство удовольствия от похвалы все-таки есть в тебе; да и те, которым ты будешь противоречить, не поверят тебе, поэтому когда хвалят, не говори ничего, опусти глаза, и молчи.

Приметы

Не надо верить приметам и не будут исполняться.

Промысл Божий

Без преданности Промыслу Божию не приобретешь покоя. Не смиришься, оттого и не имеешь покоя.

Понудимся призывать Божию помощь, исповедаясь в недостатке веры, терпения во смирении к понесению встречающихся неудобств и сопротивлений, и недоумений, а предаемся малодушию и расстройству внутреннему и внешнему, и даже некоторому безнадежию.

Простота

Жить просто значит не осуждать, не зазирать никого. Например, идет Еликанида. Прошла, да и только. Это значит, думать просто. А то, при виде проходящей Еликаниды, можно подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у нее такой-то. Вот уже это не просто.

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота.

Раздражительность

Никто не должен оправдывать свою раздражительность какой-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову св.Апостола, правды Божия не соделывает. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться. Нетерпеливость и раздражительность обличают в нашем устроении горделивость и немалое самолюбие, а нередко происходит от нашего своеразумения и самочиния. В чьей душе закрадутся и утаятся они, оттуда мир и спокойствие бегут, а мятежность и смущение водворяются.

Самолюбие

Памятозлобие, зависть, ненависть и подобные страсти кроются внутри и рождаются, и произрастают от внутреннего корня самолюбия. Ветви снаружи как ни обрубай, пока корень этот будет сыр и свеж, и не будет употреблено средств подсечь внутренние разветвления этого корня, чрез которые проникает зловредная влага и произращает наружные отпрыски, — труд будет напрасен.

Самооправдание

Самооправдание и обвинение других, правильное ли, или неправильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш.

Своеволие

Настойчивым своеволием старец говорил: «Так то, брат, обычай-то у нас бычий, а ум то телячий».

Скорби

О том, за что бьют, батюшка говорил: «Одних бьют для полировки, а других для исправления».

Когда о. Амвросия просили объяснить, что значит в Евангелии: «труждающиеся и обремененные?» — он ответил: «Труждающиеся — кто добровольно трудиться, а обремененные — кто за грехи терпит скорби с трудом, а все-таки несет».

Святые Тайны

После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно, и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, т.е. на прежние грехи.

Смирение

Сестра, кайся, смиряйся; сестрам уступай — что можно, и не осуждай других, — все с немощами.

Смиряйся, и все дела твои пойдут.

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

Когда говоришь со смиренным, то отдыхаешь, легко с ним; а когда говоришь с тем, кто себя оправдывает, а других винит, — ох, как умариваешься.

Снисходительность

Будь снисходительна к другим. Симеон Новый Богослов писал, что, ежели сто человек успокаивать, а одного оскорбить, то все пропало.

Страх Божий

Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы делать все по совести.

Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.

Терпение

Приводя слова блаж. Диадоха, старец говорил: «Дом души — терпение, пища души — смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Батюшка говаривал: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я».

Старец часто приводил пословицу: «Побежишь от волка, нападешь на медведя». Остается одно — потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждать других, молясь Господу и Царице Небесной да устрояет о тебе полезное, якоже Им угодно.

Уныние

Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает.

Скука унынию внучка, а лености дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

Царство Небесное

Царствие Божие не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать и всем мое почтение.

Чтение книг

Нужно больше читать в тот день, когда причастишься, особенно Новый Завет, Послание к Ефесянам и Апокалипсис.

Книги читать по утру с четверть часа до работы; а потом целый день жуй, — что читала, как овца жвачку.

Стараясь жить благочестиво, должно помнить и никогда не забывать, что все читаемое и разумеваемое должно относить к себе, а не к другим; к себе быть благоразумно строгим, а к другим снисходительным. Благоразумно строгим быть — значит не смущаться бестолково. Пример сего мы можем видеть в детях различного возраста, которым оказывается снисхождение по мере их понимания.

В смутном положении прежде всего читай Евангелие шепотом, но чтобы уши твои слышали; хотя бы и ничего ты не понимала. Слова Святого Духа отгонят мрак душевный, паче же вражеский.