«Накапливая земное, можно потерять небесное, а накапливая небесное, не лишишься и земного»

12 февраля в трапезной Казанского мужского монастыря состоялось очередное занятие Библейского кружка, под руководством иерея Виталия Ярмулика. Участники миссионерского проекта продолжили разбирать Нагорную проповедь (Мф.6:19-23).


19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. 22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?


Слова Христа о сокровище взволновали слушателей. — Нельзя в принципе иметь материальные блага? Нельзя иметь много благ? Почему нельзя собирать сокровища? А у нас же есть дома, машины, одежда…?

Оказывается, дело не в количестве, а в отношении. Речь идет не о том, что мы не имеем права иметь ту или иную вещь. Не надо к ним прилепляться, уповать на них, чтобы не случилось так, что материальные блага увеличиваются, а уверенности становится все меньше. Боязнь потерять нажитое не дает нам уверенности. Разбирая все на примерах из Священного Писания, иерей Виталий приглашал всех участников к живому обсуждению изучаемого материала, размышлению, высказыванию собственного мнения.

Вспомнили и притчу про богача и Лазаря. Богач наказан был Богом не потому, что он был богат, а потому, что, видя страдания других и имея возможность помочь, он не имел самого главного – милосердия. И Лазарь был награжден не потому, что он нищий был и денег не имел, а потому, что он с кротостью все это переносил.

А сколько Иов многострадальный имел всего! Вспомним, как он отнесся к тому, когда был разрушен его дом, угнали его скот, погибли его дети, рабы разбежались. Иов сказал: «Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!»

Очень богатыми были царь Давид и царь Соломон.  И, тем не менее, они — святые!

Богатство само по себе нейтрально. Деньги могут пойти на благо, а могут пойти на зло. Все зависит от состояния души того человека, который ими распоряжается. Поэтому не в богатстве дело, а в нас, в нашем отношении к тому, что мы имеем. Надо понимать, что земные богатства тленны! А вот есть сокровища, которые надо собирать, но сокровища эти не на земле, а на небе.

Что это за сокровища?

И снова все участники кружка вступили в живое обсуждение поставленного вопроса.  И пришли к общему мнению. Добродетели — вот истинные сокровища, которые делают нас богаче! Молиться, ходить в Церковь, причащаться Святых Христовых Таин, любить Бога и ближних. Можно сказать, что все добродетели вытекают из заповедей любить Бога и ближнего, как самого себя. Добродетели – поступки, которые естественным образом совершает человек, живущий в мире с Богом и людьми!

Необходимо выбрать приоритеты, жить с рассуждением. Накапливая земное, можно потерять небесное, а накапливая небесное, не лишишься и земного. Можно иметь много, можно не иметь ничего. Это нас не оправдывает и не обвиняет. Наше отношение к вещам является критерием духовного состояния, в котором мы находимся.

Теперь мы понимаем, что если будем накапливать только земное, то останемся ни с чем. Будем стараться приобретать добродетели, потому, что либо будут свидетельства того, что мы к Богу стремились, а значит, всячески очищались от всех ненужных житейских наслоений (грехов, суетных попечений), либо мы все-таки погрязли в них, и до Бога нам было совсем недосуг.

Цель жизни христианина не в том, сколько он накопит, а в том, сколько он отдаст. Отдадим любовь и прощение, они будут оправдывать, отдадим злобу, зависть, обиды, они будут обвинять нас перед Богом.

«На самом деле, подводя небольшой итог, мы должны понять, что все, что мы имеем, все это дал нам Господь. Наша задача сформировать в себе такое отношение, чтобы за все, что мы имеем благодарить Бога», подчеркнул отец Виталий. Пока душа помрачена грехом, мы все видим искаженно.  Для того, чтобы очистилась душа, нужны исповедь, покаяние. Нам самим нужно становиться лучше, чище, и тогда все, что мы видим вокруг приобретет другие краски. И в людях, которые нас окружают, мы увидим то, чем наполнены сами. Если появилось желание осудить, направь свои мысленные очи вглубь себя, это сигнал, что зерно этого греха есть в нас.

На следующем занятии, которое состоится 26 февраля в 18-00, участники Библейского кружка продолжат читать и разбирать Нагорную проповедь.Приглашаем всех желающих!