Коля — перекати поле: история провинциального масштаба

7 ноября в филиале Городской библиотеки №15 (г. Нижний Тагил, ул. Карла Либкнехта, 19) состоялось обсуждение фильма «Коля — перекати поле» режиссера Николая Досталя. Своими впечатлениями поделилась одна из участниц просмотра — Долгалёва Татьяна Михайловна.

Ну, знаете ли, такого чувства омерзения, просто какого-то дикого отвращения к представителям рода человеческого мне никогда еще не доводилось испытывать, ни один фильм не воздействовал на меня подобным образом, как это удалось картине Николая Досталя. Как только пошли финальные титры эмоции уже захлестывали меня, почти всех героев хотелось лично передушить собственными руками. Но обо всем по порядку.

Средних лет оболтус по имени Коля после долгих лет бесцельных скитаний и попыток найти свое место в жизни возвращается домой то ли в провинциальный городок, то ли в поселок городского типа. Пребывая в поисках собственной «американской мечты» в ее русифицированном варианте Коля так ничего и не приобрел, у него нет дома и семьи, все, чем он может похвастаться — это крайне подержанная японская иномарка и безвкусная импортная куртка совершенно дикой раскраски. Располагаясь за кухонным столом у своих соседей, Коля узнает от них шокирующие подробности о том, что невеста его уже замужем за другим, да и ребенок у Коли имеется, о появлении которого на свет он ничего не знал.

За кухонным столом обшарпанной кухоньки серой и невзрачной, «украшенной» поеденными молью безвкусными коврами квартирки в среднестатистическом российском доме послевоенной постройки с облезлой штукатуркой на стенах в среднестатистической провинциальной глубинке режиссер Николай Досталь разворачивает невероятно мощную социальную драму, в центре которой живут, пьют самогон, говорят ни о чём и лицемерят настолько характерно русские знакомые до боли персонажи, что поневоле начинаешь узнавать в одном из них своего соседа, а в другом коллегу по работе.

Досталь мастерски препарирует созданные им типажи, с хирургической точностью разрезает их на кусочки вдоль и поперек, извлекая на обозрение все самые худшие человеческие качества, которые только можно придумать. В результате моментально напрашиваются аналогии с «вороньей слободкой» Ильфа и Петрова из «Золотого теленка». Соседи окружают шокированного Колю лицемерными улыбками и сочувственными гримасами, за которыми кроме равнодушия и (прости tinon, но вынужден воспользоваться уже использованным тобой в отзыве термином) мещанской черствости ничего нет.

Их мелочности и двуличию нет границ, они жалки в попытках создания подобия своего маленького счастья на тлеющих углях нормальных человеческих взаимоотношений, умерших в этом городе, в этом доме и в этой квартире, не слыша и не замечая никого, кроме себя самих. Пустые люди, которым ни до кого нет дела, не живущие, а существующие как крысы в своих полуразрушенных норах.

Николаю Досталю аплодирую стоя, поскольку он создал до омерзения правдивую историю, в которой почти каждый из нас при желании может найти «свой» знакомый персонаж или самого себя и это, поверьте, будет уже не очень приятно. Все актеры играют прилично — и Розанова, и Борисов, есть у меня претензии к отдельным исполнителям, но даже детализировать их не хочу, настолько социальная точность и актуальность показанной истории перекрывает все минимальные огрехи. Отдельно выделю запоминающуюся профессиональную игру Андрея Жигалова, замечательного актера с живой и яркой мимикой, чем-то похожего внешне на Тима Рота.

Отрезвляющее кино, наводящее на циничные мысли о сугубо эгоистической природе истинных человеческих жизненных приоритетов. Смотришь фильм, понимаешь, что режиссер показывает нам горькую правду жизни, которая от тебя протекает на расстоянии нескольких шагов, от этого становится очень неуютно и страшно, возникает желание что-то изменить в себе и своих знакомых, и дай Бог, чтобы все получилось.

 

Мещане как они есть

«Коля — перекати поле» снят на том же высочайшем уровне глубины смысла, что и «Облако-рай», но в новом ракурсе темы одиночества и способности «маленького» человека на Поступок. Правда, «Колю — перекати поле» я видела пока только один раз, в отличие от «Облака-рая».

Поразительно, что через 15 лет всей съёмочной группе удалось сохранить интонацию темы и суть характеров персонажей. Когда знаешь поступки героев в будущем, через 15 лет, отчетливо видишь, что по сути они такими же они и были — равнодушными, эгоистичными, алчными. Мотивация их действий в «Облаке» та же, что и спустя полтора десятка лет: отъезд (приезд) Коли — внеплановый повод выпить, себя показать, прибарахлиться за его счет. Им абсолютно безразличны его чувства, судьба, даже самое ближайшее будущее.

Ни тогда, ни теперь их не заинтересовало, куда и к кому Коля уезжает, где остановится, есть ли у него деньги и будет ли крыша над головой. И, наконец, хочет ли он на самом деле уезжать…

Для них его отъезд — сначала развлечение, а затем желанное избавление от неприкаянного и «нерентабельного» парня.

Они дружно делают вид, что верят в его фантастическую версию и отправляют его, живого, мучительно ищущего смысл собственной, неахти какой удачной жизни (вспомните его песни) неведомо куда, как не имеющую цены бандероль с ненужными вещами…

В намерениях соседей Коли, среди которых он вырос, изначально не было ничего, кроме желания слегка нажиться (помните, как они вытаскивали из-под его невесты кресло?), устроить на халяву пьянку и избавиться от докучливого неприкаянного человека, который мешает их размеренному существованию. Они остаются такими же сыто-скучными, как и до его отъезда, приукрасив привезенными Колей обновками туловища… Обыкновенные люди.

Раньше таких называли «мещане» вне зависимости от социального статуса…

 

«Из дальних стран он возвратясь, пришел домой — а тут хрясь».

Продолжение истории про Колю. Он возвращается на родину, чтобы увидеть тех близких ему людей, которые его же, сами того не подозревая, буквально выгнали в первой части фильма. Коля в начале произносит в ответ на вопрос «На сколько ты приехал?» такие слова «хотел надолго». Оказалось, что он — всего лишь помеха их размеренной, пустой жизни. Он никому не нужен. Оказывается, что он зря приехал. И от этой «ненужности» придумывает себе смертельную болезнь, чтобы был предлог уехать. Поражает то, как от этого изменилось отношение к нему.

Эта, как и первая часть фильма, заставляет задуматься над многими вопросами. Удивительно много проблем поднимается авторами фильма, что делает просмотр еще более интересным. После этого кино, особенно если смотрели вечером, можно долго размышлять о таких вещах, как: ценность человеческой личности, ее роль в жизни окружающих людей, любовь, алкоголизм (чуть ли не половину фильма герои сидят за столом), даже о смысле жизни можно задуматься, сравнив жизнь Коли и жизнь людей в небольшом провинциальном городке, затерявшегося на просторах России.

Фильм гениален в своем роде. Не часто нас балуют такими картинами, имеющими потрясающую смысловую нагрузку. Все больше комедий, экшена, триллеров, в которых мало мысли. Это понятно, ведь должны быть вот такие редкие, неразрекламированные фильмы, которые являются объектом охоты киномана. С виду фильм непримечателен, ведь все внутри, не в обложке и не в бюджете дело.

 

Актеры. Играют невероятно жизненно и правдиво. Не знаю почему, но мне очень нравится игра Андрея Жигалова. Вроде бы непримечательный актер, снявшийся, по данным Кинопоиска, всего в 7 фильмах, но в его мимике, действиях и взгляде есть некая загадка, интересно за ним наблюдать. Понравились несколько фраз в его роли — про болезнь классная речь была, точно не вспомню, плюс заставило улыбнуться выражение «Вы что меня по ватерлинию загрузить хотите?». Остальные актеры справились тоже великолепно, благодаря большому опыту наверное.

В общем, смотрите обязательно, если не видели, фильм — маленький шедевр.

 

Тебе делить нечего, а мне поздно!

Фильм очень хороший! Мне кажется его смысл в том: что в зажиточном обществе появляется, как бы кумир, который каждого взбодрит, кого то обрадует (Филомеев, Федя, Валя), кого то огорчит (Татьяна Иванна, Филипп Макарыч, Славик).

И вообще персонаж Андрея Жигалова очень интересный: городочек (по другому не назвать) живет своей обыденной жизнью. И Коля по приезду понимает это (как и тогда, когда решил как всегда обойти утром весь двор), и в глубине души, не без помощи курьезных вопросов, понимает что нужно что то менять. И выдумывает на этот раз очередную выдумку чтобы развеять скукоту в этих людях, и честно сказать (может это моё мнение) поставить себя в центре внимания.

И когда он начинает фантазировать, чтобы как то всех заинтересовать, в дальнейшем он понимает что ситуацию не контролирует, но и сознаться не может, да бы не потерять свою репутацию. В связи с этим он, может и не спокойно, отдает свою старенькую иномарку (которую как мне кажется отдавать то и не хотел) и все остальное.

И конечно тема любви должна быть почти в всех фильмах. Здесь она поднята очень интересно, многие через это прошли, которые ждали тех кто ушел и не дождались. И если бы он или она появилась в их жизни они пошли бы за ними хоть на край света, потому что любовь страшная сила!!!

 

А конец у первой и второй части очень разный. В первой он очень жалел об уезде из родины, его так сказать уголка. Во второй же части было очень много факторов которые его стимулировали: он понимал что его присутствие будет лишним, он уже не боялся приключений, и его не держало то место к которому бы он привык (не считая конечно сына).

Фильм очень хороший, многим рекомендую, Спасибо Вам создателям и актерам за эту картину.

 

Не то…

Не то этот фильм, не то! При том же актерском составе и подобии преемственности сюжета ничего общего с «Облако-рай» это кино не имеет. Актеры играют по-другому, оператор снимает по-другому. Вся атмосфера совершенно иная. Колька не тот! Ну зачем же было портить мир «Облако-рай»?! Получилась очередная серия очередного теперешнего сериала, в самый раз для показа по ОРТ.

Глупое это занятие, снимать продолжение шедевра. Бросил смотреть на середине…

 

Посмотрела по ТВ прелестный фильм. — Николай Досталь, «Коля — перекати поле». Такие фильмы называю разгрузочными, для отдыха. Глубины и уроков сразу не замечаешь. Очень добрый, очень светлый. О безграничном терпении и всепонимании. Завязка такая — возвращается со службы моряк Коля, объехавший полмира. А в родном селе его ожидает сюрприз — подрастает сынок. Оказывается, любимая девушка осталась от него беременна. Родила и даже замуж выйти успела. А он ничего не знал. Как говорится, глубинный вариант Шербургских зонтиков. А еще повеяло придумками Вампилова, который тоже естественно и ненатужно стремится и приходит к общей гармонии. Герои как бы приглуповатые, но они верят только тому, чему хотят верить. Здесь ситуация сложная, потому что новый отец любит своих детей, их уже двое, о дележе даже речи быть не может… Лучше, если б Коля не приезжал совсем! Но Коля находит неожиданный, устраивающий всех выход.

Говорит, что был в свое время приглашен на банкет к каннибалам (А кто бы отказался! — замечательная фраза), и вот последствия этого поступка вынужден сейчас учитывать. Перед отъездом он раздаривает землякам привезенную для них кучу подарков, и все довольны. Но и я тоже, как зритель, получила удовольствие. Что касается артистов, одно присутствие Ирины Розановой может украсить любой фильм, кого бы она не играла. (В последний раз — проститутку в фантастической Интердевочке.) А главное, спасибо режиссеру за оптимизм. Это встречается все реже и реже. Даже по каналу Культура прозвучала фраза (смысл такой) — «Мировая гармония регулируется наличием ядерного оружия…» Что же это за гармония такая. Сразу захотелось на другую планету…

 

Великолепное продолжение гениального фильма «Облако-рай»! Этот фильм по-настоящему добрый и светлый.

Коля вернулся через 10 лет, но ничего не изменилось! Как будто городок заморозили на все эти годы со всеми его обитателями, только вот автобус теперь приходит раньше. В прихожей те же тапочки, стол все также у окна, Валя в халате с той же прической. Да и Коля не изменился: все также беспомощно врет. Как-будто не уезжал.

Казалось бы, он многого добился: повидал мир, заработал на машину. А чего бы он достиг, если бы не уехал? Но так ли это важно? Все равно, все то, что он имеет, он с легкостью оставляет, значит, это не было его целью.

Я не считаю, что жители городка — моральные уроды, филистеры, для которых не существует понятия дружбы и сочувствия. Они обычные люди и ведут себя совершенно искренне, беззлобно. Ведь не поддельные слезы текут по их лицам, когда Коля им вешает лапшу на уши. У них есть недостатки, как у всех людей.

Коля уехал и ничего не добился, потому что ничего толком не искал. А в это время у него рос сын, и кто-то его любил и вспоминал. «Тебе делить нечего, а мне поздно». Он вырвался в большой свет, так как кажется, что это правильно. Считается, что ты должен чего-то добиться в жизни, и это что-то измеряется деньгами и впечатлениями. Коля шел по жизни с целью, смысл которой до конца не осознавал. Видимо, он все-таки самое главное упустил.

 

«Кооолькааа!»

У нас ничего не меняется. Самое невменяемое место на свете! (с)

И вот продолжение истории о беспокойном Коле. Все так же душевно, так же щемяще, но гораздо драматичнее. Потому как нас лишают надежды, которая прочным панцирем защищала от отчаянной тоски в «Облако-рай». Вот так и смотришь этот фильм, особенно, вторую его часть, с незащищенным сердцем…

Те же гаражи, заводы, стройки да серые хрущевки. Те же соседи и тапки в прихожей. Однако, кое-что все же изменилось…

Узу-зузу — это как пляска святого Витта пополам с огнями святого Эльма. (с)

Знаете, где решаются все самые глобальные вопросы? Где кипят истинные страсти и обсуждаются самые горячие новости? Правильно. На кухне. Решения, правда, принимают соседи. Коля отмалчивается. А потом выдумывает новую ложь. Только вот зачем? Может, хочет вызвать всеобщее сострадание и убежать от ответственности? Или, напротив, пытается спасти положение своим уходом, не желая нарушать налаженный ход вещей? Да кто его, Колю, поймет… Он не от мира сего. Потому и мечется, не зная, куда приткнуться.

Как бы то ни было, жаль его чрезвычайно. Таких мирных безобидных простачков жаль всегда, особенно, когда более дальновидные типы у тебя на глазах обдирают его, как липку…

Очень по душе были песни под гитару, неумело и непрофессионально исполненные самим Андреем Жигаловым. Лучшего музыкального сопровождения и не придумаешь. И опять множество фирменных незабываемых фразочек, которые легко бы могли уйти в народ, будь этот фильм чуточку известнее.

Через полтора часа дребезжащий автобус снова уходит с той же остановки, оставляя нам чувство щемящей тоски…

То ли был человек, то ли не было. Вроде, как привиделось…