Дом своей души нам нужно основывать на камне веры во Христа

16 апреля в трапезной Казанского мужского монастыря состоялось очередное занятие Библейского кружка, под руководством иерея Виталия Ярмулика. Участникам миссионерского проекта предстояло разобрать последние стихи Нагорной проповеди (Мф.7:13-29).

Разговор состоялся серьезный и обстоятельный. Немало времени было уделено изучению Нагорной проповеди – сути всего христианского учения. Насколько полученные знания соответствуют нашей жизни? Ответ на этот вопрос оказался непростым для каждого.

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Мф. 7:13-14

В каждом своем поступке человек стоит перед выбором, и он никогда не может уклониться от этого выбора, потому что он никогда не может остановиться; он всегда должен выбирать ту или эту дорогу. Вот выбор, перед которым Иисус ставит людей в этом отрывке. Одна просторная и удобная дорога и многие вступают на этот путь, но в конце его, их ждет гибель. Другая — тесная и тяжелая дорога, и по ней идут немногие, а в конце этого пути — жизнь.

Различие заключается в том, что один путь тяжел, а другой путь легок; один путь долог, а другой путь короток. Легкий путь может сперва показаться привлекательным, а тяжелый — удручающим. Чтобы правильно оценить все, нужно смотреть не на начало пути, а на его конец, нужно видеть вещи не в свете времени, а в свете вечности.

Очевидно, что, говоря о «широких вратах и пространном пути», Иисус имел в виду образ жизни фарисеев и их «внешнюю» праведность. «Тесные врата и узкий путь», напротив, ассоциируются с учением Иисуса Христа, Который призывает не к соблюдению «буквы и формы», а к внутреннему преображению. В то же время Он Сам заметил с сожалением, что немногие находят истинный путь, который ведет в жизнь вечную, т. е. к небесному блаженству, а не к мукам в преисподней.

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их». Мф. 7:15-20

Указав на путь, ведущий в Его Царство, Иисус предупредил о лжепророках. Он назвал этих любителей «широкого пути» хищными волками, которые прикидываются безобидными овцами. Но, как можно определить, не лжеучитель ли пред тобою? Для этого нужно взглянуть на плоды деятельности человека, претендующего на звание учителя или «пророка». Ведь с терновника не собирают виноград и с репейника смоквы. Если человек говорит одно, а делает другое, можно понять, что учитель не истинный, ведь «не может быть из одного источника и сладкой и горькой воды».

Отец Виталий подчеркнул, что для того, чтобы понимать верным ли путем ведет тебя наставник нужно изучать Священное Писание. Если не будем знать «материальную базу», соответственно мы не сможем распознать, верно нам сейчас сказали или нет.

Нужно остерегаться духовников, которые заставляют беспрекословно выполнять свои наставления. Необходимо всегда помнить, что отвечать за свою жизнь на Страшном суде буду я сам, а значит и решать только мне, а наставник может дать мне не приказ, а совет.

Если путь труден, а вход так узок, что его трудно найти, то мы должны очень и очень постараться найти себе учителей, которые помогли бы нам найти этот вход, а не таких, которые увлекают нас от него.

На кружке активно разбирались ситуации, когда люди уходят в секты. Там они находят мнимое благополучие. И вот, те самые лжепророки тут как тут, зная психологию человека, его плотские чаяния, затягивают его в свои сети, уводя от Бога. «И, конечно же, с такими руководителями они придут вникуда, потому, что кто не пришел к Богу, тот не пришел никуда» — отметил отец Виталий.

Лжепророк занимается учением не ради того, что он может дать другим, а ради того, что он может получить для себя.

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Мф. 7:21-23

В этом отрывке получила отражение истина: искренность человека можно проверить только одним способом — его делами. Красивые слова не могут заменить добрые дела. Мы так часто исповедуем Бога на словах, а потом своим образом жизни отвергаем Его. Нетрудно повторять наизусть символ веры, но трудно вести христианский образ жизни. Вера без дел мертва.

Но в этом отрывке заложена еще идея суда. Через весь отрывок прослеживается день воздаяния и расплаты. Человек может долго обманывать и маскировать свои цели, но настанет день, когда обман будет раскрыт, а маскировка будет снята. Нашими словами мы можем обманывать людей, но не Бога.

«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Мф. 7:24-27

В заключение Иисус предложил Своим слушателям две возможности. На слушающих то, что Он сказал, ложится ответственность в вопросе личного выбора. Впредь они могут строить свою жизнь на одном из двух оснований. Первое уподоблено Иисусом камню или скале, а второе — песку.

От «основания» или фундамента зависит устойчивость всего строения, его способность выдержать напор стихий (дождя и ветров). Камень — это Сам Иисус Христос и те истины, которые Он проповедал, в первую очередь, истина о внутреннем преображении человека. Песок — олицетворение фарисейской праведности, хорошо знакомой народу, на которую многие возлагали свои надежды. При натиске любых «бурь» (житейских невзгод и испытаний) построенное на первом основании устоит, а построенное на втором — рухнет.

Дом своей души нам нужно основывать на камне, вере во Христа. И учиться даже через трудности, неурядицы, скорби тому, что и в этом о нас Господь промышляет. Господь зачастую нас действительно испытывает. Испытывает нашу веру. И как часто, когда все хорошо, то и верится легко, а когда случаются неприятности, мы в отчаянии. Соответственно и наши дома до сих пор еще пока основаны на песке, а укрепляться нам надо примерами и жизнью святых и примерами из собственной жизни.

«Когда все плохо и трудно это тоже хорошо!» — оптимистично заметил отец Виталий. «Мы можем испытать себя на крепость веры, потому, что когда все хорошо мы забываем о том, что оно не само собой, а Господь так устраивает. А в трудностях мы укрепляемся и проверяем, мы Бога любим за то, что Он нас обеспечивает тем, что мы хотим, или мы Бога любим за то, что он Бог. Нужно научиться принимать из рук Божиих все. Господь нас никогда не наказывает, Он нас воспитывает!»

«И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Итак, выслушав Нагорную проповедь, народ дивился учению Христа». Мф. 7:28-29

Раньше была форма, а Господь учил сути. И люди своим сердцем почувствовали, что это учение истинное. Иисус только что показал народу всю несостоятельность фарисейской религиозной системы. Оказывается, их праведности вовсе недостаточно, чтобы войти в Царство Божие. Кроме того, народ был изумлен той властностью, с которой учил Иисус, ибо Он говорил, как представитель Бога, а не как книжники и фарисеи, говорившие от имени закона. Контраст между ними и Иисусом был разительным.

Подводя итог изученного, Отец Виталий отметил, что Нагорная Проповедь — это вершина нравственного учения, основанная на любви, которая должна была восполнить нравственный закон, данный Богом человеку для того чтобы человек однажды смог стать Богом.